Очень часто, три женщины импрессионизма, попадали в тень мужчин-художников данного направления в живописи. Их работы долгое время высмеивали или преуменьшали из-за положения женщин в тогдашнем обществе. Сегодня мы, оглядываясь на ту эпоху хотели бы вспомнить три фигуры, которые привнесли в импрессионизм нотку женственности!

Берта Моризо, Мэри Кассат и Мари Бракемон. На первый взгляд, эти имена могут быть вам не знакомы, но все же они являются важными фигурами в импрессионистском движение. Так, почему же история искусства ими пренебрегала? Первоначально модели Мане или Дега, они, в свою очередь, взялись за кисть, чтобы выразить свои чувства на полотне…

Три женщины импрессионизма — Берта Моризо

Ее часто называют «первой женщиной-художницей». Крупная фигура импрессионизма, Берта Моризо сегодня менее известна, чем ее друзья Моне, Дега или Ренуар. Она также является единственной женщиной, подписавшей устав «Клуба анонимных художников, скульпторов и гравюристов», положившего начало этому движению. Потому что, это одна из причин, по которой Музей Орсе недавно устраивал ретроспективу ее работ.«Они должны быть интегрированы в историю искусства XIX века (…) Женщины написали шедевры, и они должны быть интегрированы в глобальный мир», — Сильви Патри, куратор выставки.

Однако художница была сразу же признана одним из самых новаторских художников клуба. «Моризо одна из первых, еще до Сезанна, придавшая живописи текучесть акварели.», — подчеркивает академик Доминик Бона. Посвятивший ей биографию под названием «Берта Моризо: Секрет женщины в черном» (2000).

Моризо училась живописи в буржуазной семье у известных художников, таких как Бракемон, Фантен-Латур и даже Мане. Именно последний выбрал ее моделью для 14-ти своих картин, одна из которых: «Берта Моризо с букетом фиалок».

«Я думаю, он нашел модель-тайну, которая его очаровала … Но, к сожалению, он не увековечил Берту за ее мольбертом с кистью. Живопись Мане, кажется, отрицает профессию Берты Моризо. Она происходит из буржуазии, социального класса. В котором искусство абсолютно не приветствовалось как профессия для девушек. Скорее искусство ассоциировалось с богемностью и «легкими нравами». Но Берта была профессионалом кисти в своей среде и пользовалась уважением. Она всегда считала живопись своей страстью, своим призванием, но также и своей профессией. Для нее живопись не была воскресным развлечением». Доминик Бона

Многие критики и журналисты замечают красоту и элегантность этой молодой женщины, находящейся в тени Мане. А  искусствовед Рей утверждает, что почерк Моризо, даже сильно повлияла на стиль самого Мане, особенно в конце его жизни.

Берта -независимый первопроходец

В отличие от моделей нежных матерей, которые можно найти на полотнах Мане или Ренуара. Моризо будет писать более сложное и глубокое видение материнства, в частности, мы это можем увидеть на одном из ее полотен, Колыбель.

Эта картина воплощает дилемму, с которой столкнулась Берта в 1870-х годах. Сможет ли она продолжить свою карьеру художницы, ведя жизнь полноценной матери со своими детьми? Или она должна отказаться от одного из двух?.

Три женщины импрессионизма — Замужняя Берта

В 1874 году она вышла замуж за Эжена Мане, но об отказе от живописи не могло быть и речи. Вступая в брак с членом семьи Мане, формируется еще одно художественное родство.

Эжен в свою очередь, посвятил себя продвижению работ своей жены. Он даже стал моделью Моризо. Позировал в помещении или в саду с их дочерью. Напомним вам, что в XIX веке это считались женскими делом.

В своем предисловии к выставке 1896 года его друг Малларме, осуждал критиков за «похвалы», и то что ее талант обозначает женщину. Также высказался по поводу «желания заточить женщину-живописца в идеологические конструкции женственности. Утверждал, что такие художники, как Моризо (он называет «диссидентами»). Напротив, преподают нам урок мужественности». Когда Берта умерла в 1895 году, несмотря на ее богатую художественную деятельность, в свидетельстве о смерти написали «без профессии».

Три женщины импрессионизма — Мэри Кассат

Мэри Кассат считается одной из величайших художниц США. Она единственная американка, которая выставлялась вместе с импрессионистами. Ее работы долгое время оставались в тени других художников этого движения.

В определенное время, ее работы снова стали вызывать интерес. Это справедливо для художника, чья плодотворная работа является новаторской. Саму личность Кассат можно охарактеризовать как независимую женщину, развивающаяся в обществе. И в котором доминируют мужчины. Она была феминистической фигурой для своего времени. И ее влияние было решающим в популярности импрессионизма в Соединенных Штатах.

Сначала она была студенткой Академии изящных искусств в Филадельфии. Но там она почти развивалась как художница, вспоминает Ахилл Сегард в своей книге «Мэри Кассат, художница, изображающая детей и матерей» (1913).

С 1868 года она навсегда покинула Соединенные Штаты, путешествовала по Европе. А затем в 1874 году навсегда поселилась в Париже. В то время мир искусства оставался закрытым для женщин. «Независимая личность с очень сильным темпераментом». Мэри решает попытать счастья в среде, где все еще преобладают мужчины. Она представляла свои картины в различных салонах с 1872 года. И столкнулась с жесткостью живописного академизма того времени. Регулярно от некоторых ее работ отказываются.

Кассатфеминистка-самоучка

Так обстояло дело, с Маленькой девочкой в ​​синем кресле. Картиной, которая была отклонена Всемирной выставкой 1878 года, несмотря на то, что считалась одним из ее шедевров. Эта картина, описанная историком искусства Петрой Чу как «радикально новое видение детства». Иллюстрирует отказ писать изображение «идеального с детства», изображая детей такими, какие они есть. То есть иногда отвлеченными, сутулыми и проявляющими определенную дерзость. В этой картине Кассат отказывается изображать детство, как идеал невинности и отвергает каноны академизма.

Столкнувшись с отказами, которые сопровождают Кассат, Дега рекомендует ей больше не стремиться выставляться в Салонах. А выставляться вместе с импрессионистами.

Убежденная феминистка, Кассат выступает за эмансипацию женщин. В ее картине «Молодая женщина, собирающая фрукты» 1892 года, мы находим, пример, сознательного желания не показывать эротизированный взгляд на женское тело.

Три женщины импрессионизма — картины Кассат

Эта картина похожа на работы, которые Кассат выставила в женский павильон Чикаго для Всемирной выставки 1893 г. Она написала там фреску под названием «Современная женщина». Его цель: отметить недавний расцвет женщин в области искусства и науки. Кассат так описывает павильон: «полная панорама положения женщин во всех странах мира в настоящее время».

Мэри также специализировалась на портретах матерей с детьми. Тема довольно классическая, но ее современный подход во многом способствовал ее успеху. Она отказывалась писать наивное блаженство материнства, а предпочитала сцены повседневной жизни, как, например, в «Туалетной комнате ребенка» (1894).

Художница также была связана с американским феминистским движением и была лично вовлечена в дело женщин, эффективно расширяя то, что она инициировала в живописи. Например, в 1915 году она организовала выставку работ в галерее Knoedler в Нью-Йорке в пользу суфражисток, дело которых она поддерживала.

Хотя Мэри Кассат не получила должного внимания во Франции. Ее влияние было значительным в Соединенных Штатах. Став эталонным художником в Соединенных Штатах, большинство ее картин находится в галереях крупнейших американских музеев.

Три женщины импрессионизма —Мари Бракемон

Мастер на все руки Мари Бракемон наиболее известна своими картинами. Мало кто знает, но она также пробовала себя в гравюре, скульптуре и керамике. И здесь история искусства, сделала с ней то что из остальными женщинами ее эпохи.

Ученица Жана-Огюста-Доминика Энгра, она быстро заметила, что мастер «мало уважает женщин-художниц». Мари говорила: «Суровость мистера Энгра возмущала меня … потому что он сомневался в смелости и настойчивости женщин в живописи … он доверял им только картины с цветами, фруктами, натюрмортами».

В конце концов, она покинула студию Энгра и вышла замуж за художника Феликса Бракемона. Который участвовал в первой выставке импрессионистов в 1874 году. Он был уже известен в авангардных художественных кругах. Пара регулярно посещала выдающихся деятелей импрессионизма, в том числе Моне, Дега, Гогена, Мане и Сислея. Пять лет спустя Мари Бракемон впервые выставилась вместе с импрессионистами.

Три женщины импрессионизма — не раскрытый цветок

Мари Бракемон, несомненно, была наименее уважаемой среди импрессионисток. В 1890 году она прекратила писать, когда была еще молодой и хорошо интегрировалась в группу импрессионистов. О причинах такого решения, в 1919 году говорил искусствовед Гюстав Жеффруа. Называл: хрупкое здоровье Мари Бракемон, так и о чрезвычайно сложный характере ее мужа. Как и многие женщины того времени, Мари Бракемон, должно быть, пострадала от популярности своего мужа, который, казалось, оказывал на нее авторитарное и властное влияние.

Феликс Бракемон, несомненно, несет часть ответственности за решение, принятое Мари прекратить рисовать в 1890 году. Он относится скептически к картинам своей жены и даже прячет их, когда к ним приходят гости. Не обладая такой же свободой, как у Берты Моризо или Мэри Кассат, она определенно не могла выразить степень своего таланта.